Овечьи пруды
Леонардо да Винчи, "Мадонна и младенец со святой Анной", с 1500 по 1513 гг.
|
Два древних бассейна, именуемые также прудами Вифезды (от евр. Бейт-Хесда - Дом Милосердия), вырытые в русле ручья Бейт-Зета в Иерусалиме, в наше время они располагаются на северо-востоке Старого города, к северу от дороги Львиных врат.
Древний период
В восьмом веке до н.э. на этом месте была вырыта яма для водоснабжения Храма, источником которой, по всей видимости, служили воды дождей и наводнений, удерживаемые в ней на пути их следования в сторону долины. Позднее здесь была построена плотина, преобразовавшая объект в водосборник. Возможно, именно он упоминается как "Верхний бассейн на дороге поля Мойщиков" в 4-й книге Царств (18:17) и у Исайи (7:3).
Иерусалим. Вид с горы Скопус. Конец XIX века. Публикация блогера humus.
|
Период Второго Храма
В третьем веке до н.э., по всей видимости, по инициативе первосвященника Шимона, рядом с бассейном был прорыт ещё один, использовавший плотину в качестве буфера. По общепринятому мнению, эти резервуары стали именоваться Овечьими прудами, так как, предположительно служили для мойки скота, приводимого для жертвоприношения в Храме.
Модель Второго Иерусалимского Храма в Музее Израиля. Фотопроизведение - Juan R. Cuadra. Источник изображения - Википедия.
|
Но эта версия не является единственной. Археолог Шимон Гибсон полагает, что будучи элементом иерусалимской системы водоснабжения, бассейны, вопреки утверждениям ряда учёных, не предназначались для питья и отдыха, а служили - северный - "удерживающим" водосборником, а южный - ритуальным иудейским водоёмом, на что указывают располагавшиеся в нём ступени.
Пруды были обнесены четырьмя обладавшими колоннами портиками и разделены располагавшимся на плотине ещё одним - пятым. Внутри плотины находились соединявшие бассейны с целью контроля за водой вертикальная скважина и горизонтальный туннель.
Вот как описываются пруды в Новом Завете:
"Есть же в Иерусалиме у Овечьих [ворот] купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил [в нее] по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью" (Иоанн, 5:2-4)
Бассейн Вифезда, Robert Bateman, 1
|
Два объекта, приведшие к снижению как культовой, так и практической важности бассейнов в конце периода Второго Храма были построенные тогда Израильский водосборник и Третья городская стена.
Карта Иерусалима периода Второго Храма в Музее Израиля. Ориентирована на восток. Вверху слева изображена Вифезда. Стана слева является третьей по счёту в истории города.
|
Римский период
После 135 г. н.э., в ходе возведения императором Адрианом на месте Иерусалима языческого города Элия Капитолина, бассейны были посвящены богу врачевания Асклепию, снабжены предназначавшимися для оздоравливающих окунаний ваннами и обнесены соответствующего типа храмами, строившимися рядом с родниками и прочими источниками воды.
Обнаруженные на объекте женские статуэтки и барельефы, по всей видимости, принадлежали нашедшим здесь исцеление больным, принесшим их в знак своей благодарности Асклепию, чьё изображение с телом змеи между двумя колоннами, также числиться среди вышеуказанных находок.
"Больной ребёнок, приведённый в храм Асклепия". Джон Уильям Уотерхаус.
|
Византийский период
По всей видимости, в начале пятого столетия место храма Асклепия над разделявшей Овечьи пруды плотине, на высоких арках была построена большая базилика. Предположительно, в середине того же века в результате возвышения в христианстве роли Богородицы она была освящена в честь Святой Марии Паробатики (последнее слово - "овечья" на греческом - указывает на связь с выше названными резервуарами)
Этот храм, увековечивавший также чудо исцеления, пострадав в ходе персидского завоевания 614 года, был восстановлен патриархом Иерусалима Модестом. Вот как описывается деградация объекта в тот период в "Путешествии Антония" (вторая половина седьмого века н.э.): "По возвращении в город мы посетили бассейн с пятью пределами, в одном из которых на месте совершения множества чудес располагалась базилика Святой Марии. В наше время он представляет собой водосборник, разрешённый для мытья всем нуждающимся в городе. В его тёмном углу мы увидели цепь, на которой повесился несчастный Иуда".
"Поцелуй Иуды", Джотто ди Бондоне, между 1304 и 1306 гг.
|
Период крестоносцев
В начале одиннадцатого века церковь вновь была разрушена, а после первого крестового похода здесь был основан монастырь в честь исцеляющего чуда Христа.
На развалинах византийского храма крестоносцы построили маленькую капеллу, а ещё ранее, в 40-е гг. XII века, рядом с прудами - большую базилику в честь Святой Анны - Матери Марии (Санта Анна).
Прежнее место связывалось с чудом исцеления, а новый храм с Рождеством Пречистой Девы.
Церковь Санта Анна представляет собой образец наиболее распространённого в Святой Земле типа крестоноских церквей.
Базилика с центральным и двумя боковыми нефами, завершающимися на востоке тремя параллельными апсидами, сочетающая в себе ранний романский стиль с древними местными христианскими строительными традициями и испытывающая влияние византийских мотивов, таких как купол над местом пересечения центрального нефа и трансепта.
В правом приделе ступени ведут в крипту римского периода, согласно традиции, являющуюся местом Рождества Богородицы.
Аюбидский период
В конце XII века, спустя пять лет после поражения крестоносцев в битве при Карней Хиттин, церковь Санта Анна была обращена в медресе (мусульманскую школу), благодаря чему сохранилась по сей день.
Фотопроизведение Berthold Werner Источник снимка - Википедия
|
Бассейны, по всей видимости, были засыпаны в целях безопасности учащихся, так как чудо исцеления стало почитаться у соседнего Израильского водосборника.
Израильский водосборник. Между 1860 и 1890 гг. Источник фото - Википедия.
|
Прежняя традиция возродилась лишь после проведения в XIX столетии археологических раскопок южного из двух бассейнов Вифезды.
Новое время
В XIX веке здание служило конюшней турецкому гарнизону. Паломникам запрещался спуск в крипту по ступеням и разрешался лишь через маленькое окно, демонстрирующееся в храме и в наше время. В 1856 году базилика была передана Наполеону III в знак благодарности турков французам за оказанную ими помощь в Крымской войне. Она была отреставрирована архитектором Муссом, также проведшим первые раскопки в районе прудов Вифезды.
С 1978 года церковь находится введении Белых Отцов - ордена, основанного для мессионерской деятельности в Африке - и представляет собой единственное место в Святой Земле, где этих монахов можно увидеть в любое время.
Целительный источник
Увы, но до сих пор, в истории бассейнов Вифезды есть много тайн, покрытых сумраком лихих тысячелетий. Однако, кое-что благодаря дошедшим до нас данным мы в состоянии предположить о них в научном свете.
Пастух и овцы. Палестина. 1920 год.
|
По всей видимости, южный и на тот момент единственный бассейн Вифезды был прорыт как часть системы храмового водоснабжения, а поворот в его истории произошёл с момента появления рядом с ним второго - северного. Численность еврейского населения в тот период значительно выросла, в следствии чего увеличилось и количество жертвенных животных.
Источник фото страница с сайта http://krabov.net
|
Для организованного мытья овец был избран вышеупомянутый бассейн. Во время массового праздничного паломничества требовалась быстрая смена периодически загрязнявшейся воды. С этой целью был возведён новый - северный - питающий - водосборник, вокруг которого развилось народное поверье о происходящих в нём чудесных излечениях, ибо вода здесь предназначалась для приносимых в Храме жертв.
Особняком здесь стоит вопрос о природе "возмущаемых вод". Возможно, он будет выяснен в результате перспективных раскопок северного бассейна Вифезды, в наше время расположенного под плотной застройкой Старого города. Пока же, в случае отказа от допущения в данном описании авторского вымысла, это явление порождает широкий спектр версий от естественных процессов до искусственного генерирования.
"Исцеление расслабленного у Овечьей купели". Николай Бруни. 1885 год. Источник - сайт hhttp://nashezdravie.ru
|
Свидетельства некоторых древних источников о красном цвете воды в одном из Овечьих бассейнов говорят в пользу рассматриваемой гипотезы, так как окраска, вероятно, являлась следствием остатков жизнедеятельности множества побывавших здесь животных, причём лишь в одном из водоёмов, так как второй такой особенности не имел.
Аура места, связываемого народом с милостью божьей, по всей видимости отразилось на его еврейском названии Дом Милосердия, и, очевидно, повлияла на христианскую традицию о Рождестве здесь Богородицы. К тому же, она нашла своё продолжение в период правления императора Адриана, установившего на Овечьих прудах почитание бога врачевания Асклепия. Этот культ, вероятно, породил стойкое местное предание об излечении посредством годичного пребывания в городе от змеиных укусов, просуществовавшее в Иерусалиме несмотря на многочисленные исторические изменения с окончания языческого римского периода свыше тысячи лет.
Фотопроизведение Бориса Ганцелевича
|
C нюансами и деталями темы можно ознакомиться в приложении "Загадка "чуда возмущения", обе части которого размещены в комментариях к данной публикации.
Источник текста исторического экскурса - доработанный перевод ивритской статьи о Вифезде в Википедии. Последняя часть статьи представляет собой гипотетические рассуждения автора
Комментарии
Отправить комментарий