Мистический тандем

Два праздника, две эпохи, две истории, единый корень

Маккавейская икона. Источник изображения - сайт Женский Мир © 2014 - 2016.
Ханукальный Пурим

Это была грандиозная еврейская победа, которая должна была войти в историю народа навсегда. Имя Хадассы с этих пор должно было восхваляться в память о свершившемся навеки. Враг был повержен. Всё завершилось устрашающей сценой повешения. Вспыхнувшее безудержное веселье должно было повторяться в этот день каждый год во все последующие времена.
О войне какого иудейского праздника идёт здесь речь? Правильно, Хануки. Или кому-то показалось, что Пурима? Что же, и в самом деле немудрено запутаться, ведь между ними действительно существует отчётливая связь. Но вот какая? Давайте попробуем в этом разобраться (*).
«Тогда все, обращаясь к небу, прославляли явившего помощь Господа и говорили: благословен Сохранивший неоскверненным место Свое! Голову же Никанора повесил он на крепости в видимое для всех и ясное знамение помощи Господней. И все общим приговором определили: никогда не оставлять без торжества день сей, чтить же празднеством тринадцатый день двенадцатого месяца, называемого на Сирском языке Адаром, за день до дня Мардохеева» (2-я кн. Макк. 15:34-36)
После возвращения в Сион в персидских источниках упоминается некий чиновник по имени Мардука, вслед за которым, судя по рукописям, наблюдается всплеск еврейской экономической активности (**). По всей видимости, этот человек сумел добиться для евреев таких выдающихся привилегий, что его именем был назван особый ему посвящённый праздник.
Победа при Хадассе почти совпала с вышеупомянутой датой, что не могло не вызвать у еврейских мистиков желания провести между ними сакральную связь. Жаль только события эти были совершенно разные. Но обстоятельство это мудрецов не остановило.
У Мордехая, очевидно, действительно, была сестра, в народе известная под именем Эстер. И она, действительно, была женой царя, помогшей кузену добиться «добра народу своему» («Свиток Эстер», 10:3). Для проведения связи дня Мордехая с вышеупомянутой победой Маккавеев было решено, что изначально эта женщина называлась также как место произошедшего впоследствии сражения. Не будь исторической Эстер, она, очевидно, называлась бы исключительно Хадасса. Имена ассимилированных евреев Мордехая и Эстер явно происходят от названия языческих божеств – Мардука и Астарты. Идея родилась и теперь нуждалась в сюжетном осмыслении.
Имя царицы (ивр. «я скр’ою») подсказало абсолютно нереалистичную историю с сокрытием ею своей национальности. Фигура Никанора легла в основу образа злодея Амана. Удалось также выразить неявное присутствие Длани Божией в жизни народа, как то было востребовано евреями в тот исторический период. Такие приметы "Свитка Эстер" как выбор невесты, неудавшийся заговор против царя и краткое преследование евреев во времена Ахашвероша указывают или на их в неизвестной степени реальное происхождение, или же использование сочинителями в качестве палитры исторических источников (***).
Теперь оставалось лишь "найти" и обнародовать давно "потерянный" древний свиток, открывавший забытую "подлинную" историю реальных Эстер и Мордехая. Так день Мордехая был преобразован в совершенно новый праздник, большей частью построенный на вымышленных событиях.
С тех пор хасмонейским победам продолжительное время были посвящены два торжества – День Никанора и Ханука – вплоть до VII века, когда первый из них был полностью поглощён соседствующим с ним Пуримом

Источник изображения - http://toldot.ru/
Великолепная восьмёрка

Самым удивительным в этом празднике является связь фамилии его главных персонажей (Хашмона'им - включает в себя корни слов "шм'онэ" - восемь и "ш'эмэн" - масло) с дарованным им чудом (горением в течении восьми дней на храмовом семисвечнике оливкового масла, которого должно было хватить на одни сутки).
Согласно II кн. Маккавеев (10:5-6) праздник изначально был установлен как восьмидневный, но как восполнение пропущенного из-за войны осеннего еврейского торжества - Суккота. Происхождение фамилии Хашмона'им является неизвестным, но, предположительно, проистекает от названия деревни Хашмон'а. В "Мэгил'ат Тааан'ит" - сочинении, написанном не позднее восстания Бар-Кохбы (132–135 гг. н.э.) говорится, что "когда вошли Хасмонеи в Храм, они очищали всё, что в нем, восемь дней". И лишь Вавилонский Талмуд (III - V вв. н.э.) первым из дошедших до нас источников упоминает о чуде с горшочком масла.
В период политического расцвета чудом была сама победа Хасмонеев на целый век принёсшая независимость евреям на Земле Обетованной. С утерей суверенитета в римско-византийские времена возникла потребность в чисто божественном чуде, и вот тогда, очевидно, фамилия предводителей восстания послужила мудрецам в том мистической подсказкой. Произошло ли чудо, по неизвестным причинам умалчиваемое в течении нескольких веков, на самом деле, разумеется, является вопросом веры, однако сама фамилия виновников торжества, содержащая в себе два главных элемента праздничного чуда, впечатляет:
1) Восемь. На восьмой день от рождения Господь повелел евреям совершать самый мистический обряд над своими сыновьями, восемь человек спаслись на Ковчеге во время Всемирного потопа, семь дней - обычная неделя, а восемь - выход за пределы обыденности, лента Мёбиуса, лежащая восьмёрка как символ бесконечности, и номер неизвестного, но самого завораживающего артефакта света.
2) Масло. Продукт выжимки плодов олив, обладающий важнейшим значением при назначении правителей на царство. Человек, волосы которого первосвященник умащал этой священной жидкостью, по праву носил почётный титул "помазанник божий".
Скорее всего, горение на храмовом светильнике (менор'е) осуществлялось посредством немасляных лампад, по причине чего Хасмонеи и не смогли найти в фамилии своей пророчество о чудотворном масле. Но, тем не менее, они назначили в честь себя торжество продолжительностью именно восемь дней. После разрушения же Храма, когда материал горения в святилище был окончательно забыт, мудрецам Талмуда уже не составило труда от родового имени героев произвести столь нам привычное сегодня праздничное чудо

Источник изображения: http://www.myJulia.ru/

(*) Пост "Ханукальный Пурим" представляет собой размышление над идеей немецкого библеиста Вильгельма Эрбта - https://ru.m.wikipedia.org/w…/%D0%9F%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%BC
(**) "Электронная еврейская энциклопедия" - http://www.eleven.co.il/article/12842
(***) Курс "Пять свитков и книга Ионы" - http://www.machanaim.org/kurs/megilot/29-ester1.htm

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога